Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Духовный подвиг Николая Фёдорова.

29 августа этого года в России будет впервые отмечаться церковный праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», более известной как Порт-Артурская икона Божьей Матери. История этой святыни очень необычна, можно сказать, невероятна и, как это неудивительно, связана с Егерской слободой. Казалось бы, Гатчина весьма далека от Порт-Артура, что может их связывать? Однако… В декабре 1903 г. в Киево-Печерскую Лавру пришел седовласый старец-матрос Феодор - один из последних живых участников Севастопольской обороны. На груди его светил серебром Георгиевский крест. Воин плавал под начальством Нахимова, был тяжело ранен, чудом остался жив... И вот, во исполнение данного обета, пришел поклониться мощам угодников Печерских. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился. В одну из ночей старик был разбужен необычайным шумом. Он увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Богородица стояла на берегу морского залива спиною к воде. В руках — белый плат с голубой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный Лик Спасителя. Одета она была в синий хитон, покрытый одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне; на этот город и был обращен взор Владычицы, благословляющей его образом. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную другою короной из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест. Выше на престоле славы восседал Господь Саваоф, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица попирала стопами обоюдоострый обнаженный меч. Потрясенный старик испытал сильнейшее смущение. Матерь Божия, ободрив его, сказала: «России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Ослепительный свет озарил комнату, и видение исчезло. В Лавре богомольцы рассказывали достаточно разных историй о «чудесах», и рассказ севастопольца вызвал настороженное отношение. Но прошло чуть более месяца, и о явлении Божией Матери заговорили по всей России. В ночь на 26 января 1904 г. нападением японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре началась Русско-японская война. Вспомнив о повелении Божией Матери, в Киеве начали сбор средств.. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П.Ф.Штронде. Художник отказался от гонорара, и пожертвования были потрачены только на необходимые материалы. На Страстной Седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Верховского. Киевские граждане выражали надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур». На Пасху образ был уже в доме адмирала. Казалось бы, дело за немногим — погрузить икону в ближайший скорый поезд или воинский эшелон, и через 17—18 суток она будет на Порт-Артурских позициях. Но Владимир Павлович поспешности в делах не любил. Несколько дней его дом напоминал модный художественный салон: посмотреть икону заходили генералы, сенаторы, представители властей, старые коллеги по службе... Навестил адмиральскую квартиру и митрополит Петербургский Антоний. Верховский испросил благословения выставить икону («хотя бы на недельку») в Казанском соборе, но владыка напомнил, что законное место ее в Порт-Артуре, и что с исполнением Владычной воли следует поспешить. Адмирал ответил, что ради выигрыша 7—8 дней вряд ли стоит подвергать икону дорожным случайностям. (Последующие события показали, что судьбу иконы как раз и решили эти самые дни!) 31-го марта (в среду Светлой Седмицы) под Порт-Артуром вместе с флагманским броненосцем «Петропавловск» погиб командующий флотом адмирал Степан Осипович Макаров. На место погибшего Макарова заступал адмирал Николай Илларионович Скрыдлов, отозванный с поста командующего Черноморским флотом. Приказ о назначении состоялся 1 апреля; 6-го Скрыдлов прибыл в столицу, и, пока длилась почти недельная череда полагавшихся по чину аудиенций, попечение над «Порт-Артурской» иконой приняла на себя вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Образ после краткого молебна в собственной Ее Величества резиденции (Аничков дворец) был доставлен в салон-вагон адмирала Скрыдлова. Николай Илларионович обещал, что лично внесет его в Порт-Артурский собор. Адмиральский поезд отбыл 12-го числа. Но, к удивлению многих... снова в Севастополь! Там Скрыдлов пару дней потратил на передачу дел своему преемнику, еще день-другой устраивал по-дорожному семейство с багажом, и лишь 20-го тронулся в путь. Увы, сделал он это слишком поздно! Последний эшелон с боеприпасами прорвался в крепость 26 апреля, разгоняя на стрелках вышедших к полотну японских солдат, за три дня до того высадившихся на побережье. В результате Скрыдлов вместо Порт-Артура оказался во Владивостоке... Икона была выставлена на поклонение 2 августа спустя почти 90 дней после прибытия во Владивосток. Видимо, за множеством забот Николай Илларионович попросту забыл о ней... Слухи о «сокрытии» командующим «Порт-Артурской» иконы блуждали по городу. В российской прессе разразился скандал. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что Порт-Артурская икона не доставляется к месту назначения. Однако задержка с отправкой была обусловлена отсутствием свободных кораблей, способных безопасно доставить икону, и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. С иконы "Торжество Пресвятой Богородицы" было снято несколько копий. Вначале было сделано несколько копий фотографическим способом. Предполагалось, что несколько фотокопий иконы будут посланы сухим путем по почте в Чифу на имя русского консула с просьбой при первом удобном случае переправить их в Порт-Артур. Однако, все попытки доставить копии иконы в Порт-Артур оказались безуспешными. Сильный тайфун и японские миноносцы не дали возможности нашим пароходам прорвать блокаду. Наконец доставить подлинную икону в Порт-Артур взялся Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877—78 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, служивший по Дворцовому ведомству в должности делопроизводителя Императорской охоты. Возраст его был за пятьдесят, он страдал ревматизмом, ни о каких подвигах не мыслил, живя себе тихо в Гатчине в доме 28 по Глухому переулку — пока не прочел в газете, что икона «Торжество Богородицы» вот уже почти полгода пребывает во Владивостоке, и никто не может доставить ее по назначению... Вечер ушел на размышления, утром решение было принято. Первым делом Николай Николаевич рассказал о своем намерении супруге. Затем пошел на вокзал, сел на петербургский поезд и вечером того же дня был уже в городе Кронштадте. Позже один из его знакомых напишет: «Из разговоров с Н. Н. я вынес убеждение, что это человек действительно верующий в то, что Сама Пресвятая Богородица сохранит его и сопровождаемую им икону целыми и невредимыми, что избавит их от потопления и прочих бед и напастей. И действительно, если б у Федорова не было этой глубокой веры, то едва ли бы он, человек немолодой, страдающий ревматизмом, имеющий жену и получающий довольно порядочное жалование, решился на такое опасное для жизни предприятие. Говорю «опасное» потому, что, доставив икону в Порт-Артур, он был намерен остаться там до снятия осады». Сам же Николай Николаевич говорил, что на всем пути его странствий, в Петербурге, во Владивостоке и прочих местах с ним постоянно случались «малые чудеса», все самые сложные вопросы разрешались на удивление быстро и безболезненно, как бы сами собою. «Впрочем, - заключал он, - удивляться тут как раз и нечему. Ведь я прежде всех моих дел испросил благословение у Кронштадтского Пастыря, великого молитвенника земли русской». На сборы в дальний путь Федоров потратил буквально считанные дни. За это время он успел оформить на службе длительный отпуск, имел «сочувственные беседы» с рядом персон «весьма высоких» и получил от Морского министра письмо к адмиралу Скрыдлову с требованием «оказать всяческое содействие г. Федорову в его важном и благородном деле». Затем Николай Николаевич погрузился в поезд и, проехав за неполные три недели 8000 верст, утром 7 ноября 1904 года прибыл во Владивосток И в этот же день адмирал Скрыдлов получил из Копенгагена депешу вдовствующей Императрицы, которая дозволяла «вверить попечение над образом «Торжество Богородицы» г. Федорову». О доставке иконы по суше через Маньчжурию нечего было и думать. Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам. Нашлось и подходящее судно — норвежский пароход «Эрик», время выхода в рейс было назначено на 22 ноября. «…Время до 22 числа, — писали «Епархиальные ведомости», — г. Федоров употребил на приготовление себя к великому и опасному предприятию: он говел, исповедовался и причастился Св. Тайн Христовых...» Пароход ушел. С надеждой верующие люди России ждали известий, но их не было... 20 декабря 1904 г. Порт-Артур пал. 11 января во Владивосток пришел заказной пакет, отправленный из порта Чифу на следующий день после падения крепости, 21 декабря 1904. Федоров писал: «8 декабря приехал в Чифу. Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур, и 14 декабря в 9 часов вечера я сел в лодку, но проехал всего около 10 верст. Слабый попутный ветер переменился, подул сильнейший противный северный ветер… и мы вернулись при большом волнении в Чифу. 19 числа я намерен был опять выехать в 6 часов вечера, но к этому времени слабый попутный ветер совсем улегся, и пришедшие за мной китайцы заявили, что опять ехать нельзя. 20-го утром пришли 4 миноносца из Порт-Артура… Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается... Неисповедимы пути Божии. Попутный ветер — от Бога, и если я не попал в Порт-Артур, то ясно, что на это не было воли Божией». Несмотря на падение Порт-Артура и проигранную войну, подвиг Фёдорова был далеко не напрасным. Чудесная икона сыграла свою роль. После сдачи крепости Николай Николаевич добрался до маньчжурской армии и доставил образ в ставку генерала Линевича, что вызвало воодушевление среди русских солдат. Наша армия выиграла множество мелких сражений, перешла в контрнаступление и сорвала блокаду Владивостока, которому японское командование готовило судьбу Порт-Артура. Затем стали происходить поистине необъяснимые события. Зарубежные военные наблюдатели в течение всей войны отмечали фантастическое везение японцев, в особенности в морских сражениях. Но после миссии Фёдорова на японский флот словно обрушился гнев Богородицы. В первых числах сентября 1905 года, всего через неделю после заключения мира между Россией и Японией, в порту Сасебо, главной базе японского флота, взорвался и затонул «Микаса» - флагманский корабль адмирала Хейхациро Того, выдержавший десятки попаданий тяжёлых русских снарядов в боях в Жёлтом море и при Цусиме. Причиной взрыва стал случайный пожар в артиллерийском погребе, вызвавший возгорание боезапаса. При взрыве погибло 250 членов экипажа «Микаса» и ещё 350 было ранено – это больше, чем потерял японский флот в Цусимском сражении. Три года спустя, в 1908-м, взлетел на воздух броненосный крейсер «Мацусима» - тоже от случайного возгорания в погребах. В июле 1912 года у острова Уруп разбился в шторм крейсер «Нанива», прославившийся в ходе Русско-японской войны. Как флагманский корабль адмирала Уриу, он начал войну боем при Чемульпо, стреляя по геройскому «Варягу». В августе 1916 года в Сангарском проливе вылетел на мель и переломился пополам бронепалубный крейсер «Касаги». Через год у берегов Японии погиб крейсер «Отава». Ещё через пять лет, в августе 1922-го, - ещё один ветеран Русско-японской войны, крейсер «Нийтака». У берегов Камчатки он попал в тайфун и перевернулся, унеся с собой на дно 400 человек. Эти два последних корабля известны тем, что при Цусиме расстреляли подбитый героически сопротивлявшийся крейсер «Светлана» и ушли, не оказав помощи оставшимся в воде русским морякам. Не обошла судьба и японские миноносцы, атаковавшие Порт-Артур в ночь с 26 на 27 января 1904 года – в первую ночь роковой для России войны. «Инадзума» в декабре 1909 года столкнулся со шхуной, получил тяжёлые повреждения и был сдан на слом. Миноносец «Харусаме» в ноябре 1911 года во время шторма в Японском море перевернулся и затонул вместе с 45 членами экипажа. А 10 октября 1913 года в разных местах одновременно погибли сразу два эскадренных миноносца: «Икадзучи» пошёл ко дну от взрыва парового котла, а «Сазанами» - тот самый, которому при Цусиме сдался в плен русский миноносец «Бедовый», - был выброшен волной на камни. Вплоть до начала Второй мировой войны японский флот страдал от аварий и несчастных случаев куда больше, чем от противника. А икона, хранившаяся во Владивостоке, исчезла после 1917 года и считалась утерянной. Но в 1998 году она случайно была обнаружена русской православной миссией в Иерусалиме в антикварной лавке. Так состоялось второе обретение образа «Торжество Пресвятой Богородицы». Хочется надеяться, что список Порт_Артурской иконы когда-нибудь появится и в Покровской церкви Егерской слободы в память о подвиге нашего земляка Николае Николаевиче Фёдорове. Константин Иванов (По материалам книги В. Н. Мальковского «Сказание об иконе «Торжество Пресвятой Богородицы». Тверь, 1906 и публикациям российской прессы)
Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (22.04.2009)
Просмотров: 1637 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Поиск

Друзья сайта

  • Prime Event

  • Телеканал "M I X"

  • Создание рекламы в СПб

  • свадебная видеосъемка

  • OliViT - Интернет магазин



  • Категории раздела
    Мои статьи [8]

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Рейтинг@Mail.ru



    КНОПКА

    Форма входа

     

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz